Замена фильтра — это просто!

Где находится и как заменить салонный фильтр?

Близкое знакомство автовладельцев с салонным фильтром происходит только тогда, когда в салоне машины появляется неприятный, посторонний запах, который никак не выветривается. Помимо этого, пользователь автомобиля начинает замечать снижение мощности систем отопления и кондиционирования. Таким образом, появляются первые признаки забившегося салонного фильтра, который требует немедленной замены.

Виды и функции салонных фильтров

Салонный фильтр

Салонный фильтр

Фильтр салона выполняет ряд немаловажных функций: во-первых, он очищает воздух от мусора крупных фракций, таких как сажа, пыль, мелкие насекомые, ветки и т. д; во-вторых, удерживает вредные химические соединения угарных газов; в-третьих, не пропускает внутрь салона неприятные запахи, идущие от двигателя.

Существует три разновидности салонных фильтров: бумажный, гибридный и угольный. Самыми простыми из них являются бумажные фильтры, которые появились в 1980 году. Изначально они повторяли конструкцию фильтров для двигателей, где применялась механическая очистка. Вскоре стали выпускать двухслойные картриджи, их главным преимуществом стало то, что первый слой поглощал крупные загрязнения, а второй слой удерживал мелкие частицы, не превышающие 50 микрометров. После этого изобрели угольные фильтры, в волокна которых добавляется активированный уголь, удерживающий не только мельчайшие частицы пыли, но и вредные газообразные примеси. Разработчики фильтров не остановились на своих достижениях и вскоре на свет появились гибридные собратья очистительных элементов, куда более дорогие и эффективные. Их отличительной чертой стало совмещение сразу двух технологий изготовления очистительных элементов. На данный момент самыми популярными считаются угольные фильтры, так как они наиболее соответствуют оптимальному соотношению цена/качество.

Периодичность замены салонного фильтра

Периодичность замены зависит от типа фильтра. Производители рекомендуют производить замену бумажных фильтров каждые 15-30 тыс. км, многослойных картриджей  каждые 30-60 тыс. км и угольных, каждые 50-100 км пробега. Но, давайте, не будем забывать, что мы живем не в европейских условиях и что наши дороги далеки до совершенства. Производители могут регламентировать и более высокую цифру эксплуатации салонного фильтра, но в реальных условиях, вы поймете, что они далеки до истины. Следует учесть все факторы, которые в совокупности влияют на износ очистительного элемента, а затем уже прикидывать действительный срок замены фильтра именно для вашего авто. К тому же у разных автопроизводителей рекомендации по сроку замены фильтра существенно различаются. Некоторые советуют менять фильтр каждые 10 тыс. км, другие настаивают на 25 тыс. км пробега. Поэтому, в первую очередь, оцените условия эксплуатации своего автомобиля. Критерии оценки предполагают учитывать такие факторы, как: дорожные условия (асфальтовые или грунтовые покрытия); время года (лето, зима); частоту эксплуатации автомобиля и признаки неисправности салонного фильтра, о которых мы поговорим ниже. Это значит, что если вы живете и эксплуатируете свою машину в южной полосе, где повышенное содержание дорожной пыли в воздухе, то вам придется менять салонный фильтр намного чаще тех, кто обитает в регионах России, с более чистым воздухом. Также, если вы курсируете на своем авто по автомагистралям крупного города, с более плотным потоком машин тоже готовьтесь к более частой смене салонника. Такая необходимость появляется в связи с тем, что многокилометровые пробки образуют повышенное содержание выхлопных газов в воздухе, в результате чего очистительный элемент быстрее приходит  негодность.

В любом случае старайтесь менять салонный фильтр не реже двух раз в год, несмотря на пробег. Также не забывайте проверить рекомендации производителя, по регламенту замены фильтра салона, чтобы иметь представление о предполагаемом времени данной процедуры.

Признаки неисправного салонного фильтра

Грязный салонный фильтр

Грязный салонный фильтр

Рассмотрим более подробно признаки салонного фильтра, пришедшего в негодность.

  • Итак, как мы уже говорили, первым признаком является снижение мощности систем отопления и вентиляции. К примеру, если при включении вентилятора в полную силу он выдает очень слабую струю воздуха, то это означает, что он забился и его следует заменить.
  • Вторым признаком является интенсивное запотевание стекол, когда мы забираем воздух снаружи.
  • Третьим признаком является ощущение спертого воздуха в салоне машины. Если на улице, вы чувствуете свежий, чистый воздух, отличающийся от атмосферы в салоне, то также можете грешить на неисправность очистительного элемента.
  • Четвертый признак касается только тех автомобилей, которые оборудованы системой кондиционирования. Речь идет о тех случаях, когда вы начинаете чувствовать устойчивый, неприятный запах в салоне. Это может происходить из-за того, что пыль, которая осталась в холодный период времени, вследствие плохой продувки, в оттепель образовала плесень.

Если вы обнаружили, хоть один из этих признаков, обязательно пройдите процедуру замены салонного фильтра. Знайте, что несвоевременная смена очистительного элемента способствует преждевременному износу автомобильных систем и как следствие дорогостоящему ремонту. Кроме того, образовавшаяся плесень и открытый пылесборник, источающий грязь обратно в салон, могут пагубно сказаться на вашем здоровье, поскольку это рассадник вредоносных микроорганизмов и болезней.

Где находится салонный фильтр?

  • В большинстве легковых автомобилей салонный фильтр расположен за перчаточным ящиком (бардачком) или под ним, как, к примеру, в Рено Логан. Чтобы получить доступ к нему, следует сначала демонтировать сам бардачок. Снимается он различными способами, в некоторых моделях авто нужно просто надавить на боковины. Подробнее об этой операции можете прочитать в руководстве по эксплуатации.
  • В других автомобилях салонные фильтры могут устанавливаться под приборной панелью. В этом случае самостоятельная замена салонного фильтра может быть несколько проблематичной, так как здесь требуется снятие пластиковой накладки.
  • Остальные модели автомобилей оснащаются салонными фильтрами, расположенными под капотом, в специальных кассетах.

Как заменить салонный фильтр?

В зависимости от места установки салонного фильтра, можно произвести его замену. Для этого не нужно даже ехать в сервисный центр, процедура настолько простая, что с ней может справиться даже начинающий автомобилист у себя в гараже. Предварительно нужно запастись крестовой отверткой и новым фильтром. Если его вид не указан в руководстве по эксплуатации, то снимаем старый фильтр и идем с ним на рынок.

Руководство по замене салонного фильтра, расположенного под бардачком

На примере Volvo XC70

  • Откручиваем два болта крепления панели под перчаточным ящиком, отворачиваем коврик и снимаем крышку фильтра, которая держится на трех клипсах.
  • Затем достаем фильтрующий элемент и меняем его на новый. Обратите внимание на стрелку указания направления воздуха: с улицы к салонному вентилятору. Теперь собираем все в обратном порядке.

Руководство по замене салонного фильтра, расположенного за бардачком

На примере Toyota Corolla

  • Инструменты не понадобятся, все делаем руками. Чтобы получить доступ к коробу, с установленным в нем фильтром, опускаем бардачок вниз. Чтобы это сделать, нужно открыть бардачок и нажать на специальные клипсы по бокам, после чего бокс бардачка опустится вниз.
  • Вашему взору предстанет фильтр, находящийся в коробе и прикрытый крышкой с фиксаторами. Отщелкиваем эти держатели и снимаем крышку.
  • Затем нажимаем на края фильтра пальцами, чтобы его сжать и тянем на себя.
  • Далее устанавливаем новый фильтр, который также сжимаем перед монтажом.
  • Собираем все в обратном порядке.

Руководство по замене салонного фильтра под приборной панелью

На примере Nissan Qashqai

  • В первую очередь отщелкиваем пластиковую панель, отводим ее в сторону и снимаем.
  • Включаем кондиционер на полную мощность и самую высокую температуру.
  • Откручиваем блок регулировки заслонки и снимаем ее.
  • Снимаем крышку салонника.
  • Сгибаем и достаем старый фильтр, на его место, также путем сминания в гармошку, вставляем новый очистительный элемент.
  • Закрываем крышку фильтра.
  • Ставим на место блок управления заслонки.
  • Монтируем обратно панель.

Руководство по замене салонного фильтра, расположенного под капотом

На примере Лада Приора

  • Открываем капот. Возле ветрового стекла с правой стороны находим решетчатую панель, под которой расположен фильтр.
  • Демонтируем панель посредством снятия резиновых уплотнителей.
  • Со стороны ветрового стекла панель закреплена 3-мя саморезами, прикрытыми заглушками. Заглушки вынимаем и саморезы откручиваем.
  • Со стороны двигателя также имеются три самореза фиксатора, которые тоже следует выкрутить.
  • После снятия панели откроется доступ к решетчатой крышке фильтра, закрепленного 4-мя саморезами. Выкручиваем саморезы, чтобы открыть крышку и получить доступ к фильтру.
  • Новый фильтр ставим согласно отметкам, находящимся на его корпусе.
  • Собираем всю конструкцию обратно.

Заключение

Надеемся, что вы теперь в полной мере знаете, что такое салонный фильтр, где он находится и какую важную роль он играет в организме всего автомобиля. А главное, теперь вы можете, воспользовавшись нашим руководством, самостоятельно произвести замену салонного фильтра у себя дома. Ну а чтобы процесс пошел быстрее, советуем посмотреть видеопособия на эту тему.