Замена фильтра — это просто!

Тест масляных фильтров

При стандартном подходе тестирования автомобильных фильтров обычно берут один экземпляр и рассматривают его отдельно от всей топливной системы автомобиля. Такая экспертиза по ГОСТу не несет в себе полезной информации, так как фильтр — это не автономный элемент, а часть всей смазочной системы двигателя. Исходя из этого, мы решили применить оригинальную методику оценки масляных фильтров проверять не столько сам очистительный компонент, сколько его «совместимость» с топливной системой автомобиля. Благодаря проведенному анализу, вы сможете узнать реальный ресурс масляных фильтров, отличный от заявленного.

Но для начала давайте разберемся, по какому, собственно, алгоритму работает масляный фильтр и есть ли в его работе какие-либо нюансы.

Нюансы работы масляного фильтра и периодичность его замены

Безусловно, есть. Не будем заострять внимание на строении масляного фильтра и основных его функциях, лучше расскажем о маленьком нюансе его работы. Возможно, для вас станет открытием, что по мере загрязнения бумажного накопителя качество фильтрации…растет. Происходит это из-за забивания пор и, как следствие, снижения пропускной способности. Залежи грязи остаются «по эту сторону», затрудняя проход шламу в цилиндры двигателя. Однако вместе с продуктами износа и чистому маслу тяжелее будет проходить, а со временем так, вообще, невозможно. Поэтому, с точки зрения «фаната-фильтровальщика», вместо специальной бумаги лучше использовать тонкую металлическую фольгу, без пропускной способности грязи. А, заодно, и масла!

С противоположной точки зрения «фаната-двигателиста», лучше, чтобы фильтра не было вовсе. Однако его отсутствие не должно сказываться на чистоте масла. Вот на таком принципе борьбы и единства противоположностей вся работа топливной системы и строится. Грязь накапливается, качество фильтрации повышается, но и сопротивление тоже. Это приводит к тому, что давление за фильтром настолько падает, что узлы трения оказываются практически без смазки. И тут на подмогу приходит перепускной клапан: он открывается и пропускает неочищенное масло в обход фильтра. С этого момента фильтрация масла прекращается и начинается активный износ основных узлов двигателя.

Исходя из этого, каждому автомобилисту следует сделать вывод о том, когда нужно менять масляный фильтр. Что говорят об этом фирмы производители? Они обещают 10-15 тыс. км беспроблемного пробега. Но так ли это в реальности? Продолжительность ресурса масляного фильтра зависит не только от километража, но и от качества моторного масла, от условий эксплуатации (погода, режим) и от состояния двигателя. Поэтому дотошно придерживаться строгих рамок технического регламента не следует. Лучше изучить характеристику топливной системы своего автомобиля, так вы будете иметь представление о реальном ресурсе «своего» масляного фильтра.

Почему фильтры различаются?

Действительно, отчего фильтры так сильно разнятся по своей функциональности? Ведь они все сертифицированы, рекомендованы и исправно работают на благо топливной системе авто. Мы, конечно, не эксперты-фильтровальщики, но в ходе тестирования очистительных элементов свое мнение по этому вопросу сформировали.

Есть три составляющих, которые разделяют фильтры на хорошие и плохие, это количество фильтровальной бумаги, аккуратность  технологии ее укладки, структура и плотность. Также кое на что имеет влияние перепускной клапан. К сожалению, процедура тестирования по ГОСТу эти различия не учитывает, ведь оценивание качества фильтрации эталонной пыли не отражает действительной многофакторной структуры загрязнения моторного масла. А разница между тем принципиальна – твердые вещества откладываются на поверхности, а продукты разложения смазочной жидкости отфильтровываются объемом бумажного наполнителя. Поэтому утолщенная бумага, с высокой плотностью, всегда будет лучше фильтровать органические частицы. И этот фактор никак не контролируется! По количеству бумаги – все ясно, давайте разберемся с качеством ее укладки. Представьте картридж, где часть гофрированной бумаги «слеплена». Если в одной стороне картриджа складки бумаги слеплены, то в другой они будут разрежены. Из-за этого грязь начнет забивать «слепленную» часть складок и она станет подобна глухой стенке, не пропускающей абсолютно ничего. Фильтрация будет осуществляться только за счет разреженной части, но площадь-то ее уже совсем не та! Отсюда и разница.

Методика нашей проверки

Для анализа масляных фильтров мы применили уникальную методику проверки, состоящую в оценке сопротивления фильтров на разной стадии загрязнения в различных режимах эксплуатации. Как это производилось?

В крупных столичных автомагазинах мы закупили два десятка пар новеньких фильтров различных брендов. По отдельному экземпляру каждой марки вскрыли и измерили давление открытия перепускного клапана. Вторые образцы отправили на моторные стендовые испытания. Итак, вначале мы установили на мотор пустой фильтр, без картриджа, и сняли эталонную напорную характеристику насоса. Цель данного эксперимента – установить начальную «отметку», от которой следует отсчитывать снижение давления в фильтрах. Процедура производилась с использованием чистого масла. Далее, мы приступили к испытаниям фильтров. Сняли показания давления масла в тех же режимах, что и с фильтром без картриджа. На третьем этапе следовало засорить масляный фильтр. Для этого в чистое масло мы добавили смесь специальной пыли, алюминиевой пудры и «тяжелую» мазутоподобную органику. Количество эталонной грязи мы заранее рассчитали посредством анализа спектральной характеристики отработанного масла, а также с помощью показаний пропуска пыли воздушными фильтрами. Испытательную грязь мы ввели постепенно равными порциями, чтобы она успела равномерно осесть на фильтровальной бумаге. После каждого впрыска грязи оценили снижение давления в топливной системе. Чтобы уложиться в требуемые сроки, после выработки  каждой порции загрязнителя, полученные данные обрабатывали, выводя линию падения давления до момента открытия перепускного клапана. Таким образом, мы испытывали фильтр каждой марки в отдельности, прерываясь только на промывку мотора по специальной технологии.

В ходе испытаний мы проверили не только качество фильтрации загрязняющей смеси, но еще и провели мониторинг таких параметров, как цена изделия, внешний вид и особенности конструкции. К чему оценка этих показателей? К тому, что качество изготовления масляного фильтра гарантирует стабильность его работы в целом.

Категории масляных фильтров

Банальная формулировка многих фирм производителей «рекомендовано для двигателей ВАЗ» нашу комиссию не устроило никоим образом. Возможно, по размерам и подходит, но для каких именно автомобилей рекомендуется? Для новых, разъезжающих по автомагистралям, или для нагруженных, ломовых лошадок, таскающих прицепы по сельскому бездорожью? В связи с этим условием мы решили разделить автомобили, для которых рекомендованы масляные фильтры, на 3 категории – «Премиум класс», «Средний класс» и «Экономкласс».

Первая категория подразумевает новенькое авто, разъезжающее по автобану на дорогом синтетическом масле. Темп старения моторного масла для данного типа – низкий, тяжелые органические вещества накапливаются медленно. Поэтому ресурс масляного фильтра здесь оценивается в первую очередь.

К «Экономклассу» относятся автомобили, противоположные первой категории. Большие износы, повышенное давление картерных газов и расход масла. Сама смазочная жидкость дешевая, минеральная, стареет быстро – помогают картерные газы. На подобных типах мотора на первое место выступает задержка фильтром тяжелых продуктов разложения, а ресурс, в принципе, некритичен: в любом случае требуется замена масла через 5-7 тыс. км. Да цена играет большую роль – на таких авто ездят люди скромного достатка.

К «среднему классу» относятся автомобили, в которых равноценно все – и качество фильтрации, и ресурс масляного фильтра.

Так как в каждой категории свои приоритеты, то и весовые коэффициенты мы использовали разные. В таблице вы можете увидеть, выделенное красным то, что подходит больше всего, и синим то, что мы бы не рекомендовали использовать для любой категории двигателей. Расстановка фильтров по местам ознаменована суммой баллов, которую набрал каждый испытуемый экземпляр за такие параметры, как: качество фильтрации, стоимость, ресурс и внешний вид.

В целом мы заметили, что «европезированные» условия эксплуатации фильтров для «Премиум класса» в лучшей степени гарантируют европейские же бренды. А долгий срок нашему «Эконому» в условиях тяжелой российской жизни обеспечивает наши отечественные марки фильтров. Хорошо показал себя Bosch – во всех категориях проявил себя на «отлично». Отличился и SCT – правда, в худшую сторону. Удачно продемонстрировали свою работу «Ливны», впрочем, ничего удивительного – бумажный наполнитель не нашего производства, да и наслоен он в 1,5-2 раза больше, чем у других. Вот, только технология и конструкция картриджа у него явно хромают на обе ноги.

Как оценивали

Поскольку в каждом классе свои приоритеты, то и весовые параметры мы использовали разные. Для удобства читателя табличные значения мы выделили разными цветами: красным – то, что подходит больше всего и синим – то, что, что следует использовать с предосторожностью для всех категорий двигателей. Расстановку масляных фильтров по местам произвели согласно сумме баллов, набранных претендентами за общее впечатление, ресурс, качество фильтрации и цену. Итоговые оценки в рейтинге расположились от лучших к худшим: первый фильтр, с самой высокой суммой баллов получил отметку «5», последний – оценку «1», остальные заполнили середину. Такое табличное соотношение данных позволит читателю уйти от интегральной оценки к индивидуальной – остановить свой выбор на изделии с более высоким ресурсом, качеством фильтрации и т.д.

Рейтинг масляных фильтров

18 место: SCT SM 101

84000

Сконструирован хорошо, но параметры далеки до идеала. Возможно, виноват европейский подход  к свойствам бумажного наполнителя и явный ее недостаток. Свою лепту внес и «мягкий» клапан, с давлением усилия в два раза меньше, чем у всех. В итоге ресурс отсутствует совсем.

Достоинства: Низкая стоимость, хорошее исполнение.

Недостатки: Самый небольшой ресурс, в итоге последняя строчка во всех трех категориях.

 17 место : Olefant OF-54

84001

Примерная цена – 90 руб.

Особым образом себя в работе не проявил. Старается фильтровать, но качество удерживания вредоносных веществ отстает от других очистительных элементов.

Достоинства: Низкая стоимость

Недостатки: Твердое предпоследнее место для всех классов: ресурс маленький, фильтрация не из лучших.

16 место: NAC Genuine parts 2-8833

84002

Примерная цена – 90 руб.

При изготовлении данного продукта производитель сильно пожалел фильтровальной бумаги, чем существенно снизил качество фильтрации. Очистительный элемент, конечно же, работать будет, но недолго.

Достоинства: Невысокая стоимость импортного изделия.

Недостатки: Практически по всем параметрам уступает своим собратьям – хвалить не за что.

15 место: Fenom FN994

84003

Примерная цена – 90 руб.

Фирма-производитель немного улучшила характеристика данного фильтра, в связи, с чем выросли показатели всех параметров. Однако корейские штрихи NACа, с которым в близком родстве состоит Fenom, все-таки не позволили вывести продукт на достойное место.

Достоинства: В целом не худший ресурс и реальная стоимость.

Недостатки: Самая маленькая площадь фильтрации из-за недостатка бумаги.

14 место: GoodWill OG 410

84004

Примерная цена – 75 руб.

Бросается в глаза очень прилежное исполнение, но по ресурсу сильно уступает другим европейским «коллегам». Наоборот, как-то ближе к российским «собратьям». В среднем очень даже неплох, надежен, стабилен и недорог.

Достоинства: Недорогой фильтр среднего уровня.

Недостатки: Ресурс уступает другим фильтрам европейского производства. С «долгоиграющим» моторным маслом лучше не использовать.

13 место: Finwhale LF105

84005

Примерная цена – 100 руб.

Типичный универсальный фильтр европейского производства, с хорошим ресурсом.

Достоинства: Большой ресурс, невысокая стоимость.

Недостатки: На старые авто лучше не ставить, так как с мазутоподобным образованием справляется не лучшим образом.

12 место: Механик М фсм 237

84006

Примерная цена – 55 руб.

Обновленный продукт «Цитрона». Работает гораздо лучше, чем прежде. Бумаги не пожалели и улучшили остальные показатели.

Достоинства: Лидер по части фильтрации. Хорошо подходит для авто среднего класса. Очень привлекательная стоимость.

Недостатки: Неаккуратно изготовлен: неравномерное гофрирование, местами сложенные складки.

11 место: Tutela 30 3/4 ” x 16UNF

84007

Примерная цена – 340 руб.

По конструкции схож с фильтром Champion, но бумаги положили поменьше. В результате -  и параметры похуже.

Достоинства: Оптимальные показатели по ресурсу и по качеству фильтрации.

Недостатки: Давление перепускного клапана в два раза больше, чем у остальных фильтров, может привести к масляному голоданию. Цена нереальная!

10 место: Hengst H12W05

84008

Примерная цена – 105 руб.

Фильтр европейского происхождения, но параметры явно тяготеют к российским условиям. В целом, стабилен по всем показателям.

Достоинства: Красивый и доброкачественный универсальный фильтр с показателями выше среднего уровня.

Недостатки: Дорогостоящ.

9 место: Fram PH5822

84009

Примерная цена – 70 руб.

Фильтр может похвастаться показателями выше среднего и при этом не завышенной ценой.

Достоинства: Подходит для двигателя в любом состоянии. Недорог и уровень «выше среднего».

Недостатки: От популярного бренда невольно ждешь более похвальных заслуг.

8 место: Champion C230

84010

Примерная цена – 100 руб.

Внешний облик довольно хорош, вот, только площадь фильтрации стала поменьше. В целом, хорошие показатели по всем параметрам.

Достоинства: Равноценный результат для всех категорий: от премиум класса до эконома.

Недостатки: Плотная укладка бумажного фильтра не любит запыленные дороги.

7 место: Суперфильтр Колан

84011

Примерная цена – 130 руб.

Фильтр имеет весьма приличные показатели по всем параметрам. Правда, не оправдывает ожиданий по работе с продуктами разложения масла.

Достоинства: Хорошее качество фильтрации, ресурс выше среднего, эффективен по всем типам двигателей.

Недостатки: Нет упаковки, дефекты окраски корпуса, неравномерное гофрирование, высокая цена.

6 место: PEKAR 2108-1012005

84012

Примерная цена – 70 руб.

Типичный представитель компании «Невских». Хороший результат обеспечивает большая плотность бумаги и широкая площадь фильтрации. Стоит поработать только с ресурсом.

Достоинства: Недорогая стоимость фильтра, хорошо подходит среднему российскому потребителю.

Недостатки: Небольшой ресурс.

5 место: Delpfi FX0019

84013

Примерная цена – 85 руб.

Фильтр имеет самое оригинальное исполнение: об этом говорит и размер корпуса, и конструкция картриджа, и строение перепускного клапана.

Достоинства: Лидер в среде премиум класса. Оптимальный ресурс и нормальная стоимость.

Недостатки: Не разделяет восторга от езды по пыльному бездорожью, так как и бумага европейская и плотность ее укладки небольшая.

4 место: Невский фильтр НФ-05-М

84014

Примерная цена – 65 руб.

В фильтре используется много толстой бумаги высокой плотности, которая, конечно, существенно понижает давление, но и увеличивает фильтрацию. Цена весьма приемлема. Впечатление в целом положительное – и стоимость подкупает.

Достоинства: Универсальный фильтр по всем параметрам.

Недостатки: Относительно небольшой ресурс.

3 место: Ливны 2105-1012005

84015

Примерная цена – 70 руб.

Чемпион по площади фильтрации. Бумаги умудрились напихать в два раза больше, чем у других фильтров. В целом не плох, но эстетики в нем маловато, поскольку после его вскрытия обнаружена довольно убогая конструкция и техника изготовления.

Достоинства: Лидер по фильтровальной площади. Ресурс выше, чем у «европейцев».

Недостатки: Весьма слабый уровень изготовления.

2 место: Mahle OC384

84016

Примерная цена – 90 руб.

Довольно-таки симпатичное изделие европейского происхождения. Благородный экстерьер, надежность и невысокая цена! Отличная равномерность укладки фильтровальной бумаги, а также ровный картридж обеспечивают стабильность работы. По ресурсу можно назвать его лучшим.

Достоинства: Высокое качество изготовления. Годен для премиум и среднего классов, демонстрирует типично европейские черты характера на дороге.

Недостатки: Качество фильтрации у одного из лидеров могло быть и получше.

1 место: Bosch P3274

84017

Примерная цена – 145 руб.

Первое место досталось «немцу» с тем расчетом, что он одинаково хорош для всех типов мотора. Идеальная сбалансированность параметров, какой нет у других претендентов.  Интересно то, что ни в одной номинации фильтр от «Бош» не стал первым, но в целом – твердая победа.

Достоинства: Показал себя с отличной стороны по всем параметрам – за это присуждаем первую строчку нашего чарта.

Недостатки: Не самая оптимальная стоимость.

267695